Всё о фидерной катушке

Индекс материала
Всё о фидерной катушке
стр. 2
Все страницы

В последнее время, на волне популярности фидерной ловли, некоторые фирмы стали выпускать катушки, якобы предназначенные именно для этого вида рыбалки. Но как говорил известный рыболов Козьма Прутков: « если на коробке увидишь надпись фидерная катушка – не обращайте особого внимания, потому как невозможно характеристики одной катушки подогнать под разные условия фидерной ловли.

Простые примеры: Спортсмен, использующий на соревнованиях медленную тяговую катушку, проиграет соперникам в скорости, а верный способ прикончить хорошую скоростную матчевую катушку – это использовать её на сильном течении с тяжёлыми кормушками. Без мощной катушки с бейтраннером идти на крупного карпа рискованно, а ловить с её помощью плотву и густёрку – руки отпадут.


При выборе катушки можно прислушаться к советам друзей и рекомендациям продавца, но до определённой степени. Что хорошо вашему другу спиннингисту, троллингисту или карпятнику, не всегда подойдёт и вам. Лучше опросите друзей, катушки каких фирм оказались более надёжными и удобными. У каждой уважающей себя солидной фирмы есть полный ассортимент катушек на все случаи жизни. Поэтому в этой статье я не буду упоминать названия фирм (даже тех, продукцией которых пользуюсь сам), а дам рекомендации по выбору катушек, применительно к разным условиям. Но прежде, чтобы удобно было ориентироваться в терминах новичкам, несколько слов об основных характеристиках катушек, которыми мы будем оперировать.

 

КРАТКИЙ  ЛИКБЕЗ  НОВИЧКУ.

 
Скорость подмотки, она же редукция, она же передаточное отношение – это количество оборотов ротора за один оборот ручки катушки. Чем меньше это соотношение, тем медленнее подматывает леску катушка, но тем она мощнее. Катушки с редукцией от 3.6:1 до 4.7:1 считаются силовыми или тяговыми. Более распространённое и универсальное отношение 5:1 имеют обычные спиннинговые катушки. У скоростных матчевых катушек это соотношение обычно от 6:1 до 7:1. Причём, чем выше передаточное число, тем плотнее намотка лески и, следовательно, дальше заброс.
Шпуля – материал и размер. На недорогих катушках шпули обычно из твёрдого пластика или графитовых сплавов. Те, что подороже имеют металлические шпули из различных сплавов алюминия и покрытием бортика шпули нитридом титана. Размер шпули определяется количеством лески максимального диаметра, которое она вмещает. В обиходе просто называют шпули двоечной, троечной. Или просто двойка, тройка и т.д.
Фрикцион – тормозная система, позволяющая при сильных рывках рыбы автоматически сбрасывать леску. Фрикцион размещённый прямо в шпуле называется передним, а расположенный в задней части корпуса катушки – задним.
Бейтраннер – дополнительный фрикцион, позволяющий плавно сходить леске даже при минимальном усилии и автоматически выключающийся поворотом ручки катушки. Обычно ставится на катушки для карповой ловли.

Остальные характеристики такие как укладка лески, антиреверс и количество подшипников, не имеют решающего значения в фидерной ловле и будут упоминаться просто как рекомендательные. Принимая во внимание все выше перечисленные характеристики катушки условно делят на спиннинговые, тролинговые, матчевые и карповые. Все они используются в фидерной ловле, а вот где и когда именно, мы сейчас и обсудим.

Вначале несколько пожеланий, которые касаются всех видов катушек. Поскольку ловля фидером очень динамична и требует частых  забросов кормушек, борьбы с крупной рыбой на течении, а также с травой, корягами и водорослями, главным критерием выбора катушки должна стать её надёжность. А надёжность катушки это в первую очередь качество сборки и качество материала, из которого она собрана. Поэтому катушки известных фирм и стоят недёшево. Но скажу честно, вам дороже обойдётся на каждый сезон покупать новый китайский ширпотреб с десятью подшипниками ( причём никто не гарантирует, что они там есть!), с шестерёнками из силумина ( в лучшем случае!) и сборкой в стиле «ЛЕГО». Тем более если вы будете пользоваться шнуром (а придётся!), который из-за своей не растяжимости не прощает ошибок при неправильном вываживании или затянутом фрикционе. К тому же на левых катушках якобы алюминиевая шпуля очень часто из неизвестного науке сплава, а красивый жёлтый цвет на бортике шпули может быть чем угодно, только не нитридом титана. Ну просто не может нормальная катушка среднего класса с 4-5 подшипниками, металлической шпулей и хорошей сборки стоить меньше 200 гривен. Причём, что обидно, все это понимают, но многие пытаются экономить на своём же удовольствии от рыбалки. Граждане, если вам на рынке предложат красивую мясную вырезку всего за 5 гривен и скажут, что это свинина, вы рискнёте её съесть?!

Отбросив в сторону лирику, остановимся на ключевых моментах при покупке катушки. Итак, не гонитесь за количеством подшипников, как уже говорилось 4-6 шт. вполне достаточно. Размер шпули не меньше двойки и не больше четвёрки, причём желательно, чтобы хотя бы одна шпуля была металлической, а запасная графитовой. Тогда вы будете иметь возможность использовать и леску, и шнур. Что касается выбора фрикциона: передний или задний, то всё зависит от ваших привычек. Кстати меня особенно умиляет, когда в магазине какой-нибудь рьяный товарищ отговаривает друга взять понравившуюся тому катушку ( причём действительно ему подходящую и по требованиям, и по цене) только из-за расположения фрикциона, безапелляционно утверждая, что тот или иной лучше. Свои плюсы и минусы есть у каждого, например: Передний фрикцион тоньше настраивается и даёт большее тормозное усилие, к тому же переднее расположение фрикциона делает катушку компактнее и легче. Задний фрикцион считается удобнее регулировать при вываживании рыбы, быстрее производится замена шпули. К недостаткам можно отнести повышенную засоряемость переднего фрикциона (надо чаще разбирать шпулю и прочищать диски от песка и грязи) и самозатягивание в процессе ловли заднего фрикциона ( приходиться постоянно контролировать его состояние, особенно при ловле шнуром). К тому же не надо забывать, что некоторые катушки априори идут с тем или иным фрикционом. Например: матчевые всегда с задним, а карповые бейтранерные, естественно с основным передним. Кстати, у меня из шести катушек, четыре с передним и две с задним фрикционами. По большому счёту разницы особой нет, главное, как катушка будет сидеть на удилище и насколько удобно вам будет с ней работать. Поэтому не поленитесь, выбирая катушку, принести с собой удилище и опробовать на месте несколько вариантов. И вы сами убедитесь, что вам не имеет смысла ставить мощную катушку на лёгкий фидер и наоборот. Снасть должна быть гармоничной, именно тогда вы будете получать максимум удовольствия от рыбалки.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить